Если у вас нет аккаунта, зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Новые оптоэлектронные приборы для ближнего и среднего ИК-диапазона открывают новые возможности для создания портативных сенсоров. Исследования осуществляются ООО «Микросенсор Технолоджи» при грантовой поддержке Фонда «Сколково»

Принцип детектирования на основе оптопары СД-ФД

Для оптического детектирования веществ могут использоваться различные схемы в зависимости от конкретного применения и внешних условий.

Одноканальная измерительная схема
Базовая измерительная схема включает в себя один светодиод и один фотодиод. Светодиод излучает на определенной длине волны, которая соответствует линии поглощения исследуемого вещества. Фотодиод с соответствующим спектром фоточувствительности детектирует излучение и дает выходной электрический сигнал. Присутствие исследуемого вещества в среде вызывает ослабление сигнала, по степени ослабления можно судить о концентрации вещества.


Преимущества:
✔ подходит для создания бюджетных систем
✔ позволяет создавать простые и компактные устройства
✔ обеспечивает приемлемые результаты в нормальных условиях

Данная конфигурация используется в большинстве наших тестовых систем и сенсорных модулей.

Влияние изменения температуры на измеряемый сигнал может быть ощутимым и стать причиной ошибок измерения. Существует несколько способов минимизировать это влияние:
- использовать корпуса со встроенным термоэлектрическим модулем (модулем Пельтье) и/или термистором
- отслеживать температуру p-n перехода светодиода по изменению вольт-амперной характеристики диода. Наша стандартная электроника (встроена в драйвер D-51 и сенсорный модуль метана MDS-4) использует этот метод для определения изменений температур диодов. Получаемые таким образом температурные сигналы могут быть использованы для температурной компенсации.

Двухканальная измерительная система с одним светодиодом и двумя фотодиодами (измерительным и опорным)
Эта схема включает в себя дополнительный (опорный) фотодиод, используемый вместе с измерительным каналом светодиод-фотодиод для компенсации влияния посторонних эффектов, вызванных изменениями температуры и/или среды. Измерительный сигнал фотодиода зависит от концентрации исследуемого вещества, тогда как опорный сигнал остается практически неизменным. Совместная обработка измерительного и опорного сигналов позволяет получить стабильные и достоверные результаты измерений даже в экстремальных условиях температуры и среды.

Данная схема может быть реализована двумя способами:
а. опорный фотодиод, спектрально согласованный с измерительным светодиодом, располагается у светодиода, таким образом обеспечивается минимальное влияние исследуемого вещества на опорный сигнал из-за малой длины оптического пути между опорным фотодиодом и светодиодом:


б. опорный фотодиод со спектром, не чувствительным к изменению концентрации исследуемого вещества, располагается рядом с измерительным фотодиодом. Такая схема может быть реализована двумя путями: используя светодиод со спектром достаточно широким для регистрации обоими фотодиодами с разными областями фоточувствительности, либо используя два идентичных фотодиода со спектрами, модифицированными оптическими фильтрами, позволяющими разграничить измерительный и опорный каналы.


Двухканальная измерительная схема с двумя светодиодами (измерительным и опорным) и фотодиодом
Такая схема включает в себя дополнительный светодиод кроме измерительной оптопары светодиод-фотодиод. Сигнал с опорного светодиода остается постоянным вне зависимости от концентрации исследуемого вещества, тогда как сигнал с измерительного светодиода меняется пропорционально изменению его концентрации. Отношение этих двух сигналов будет однозначно определять концентрацию исследуемого вещества для различных внешних условий.


Двухканальная измерительная схема с двумя светодиодами (измерительным и опорным) и двумя фотодиодами (измерительным и опорным)
Данная схема аналогична предыдущей с разницей в том, что в ней присутствует дополнительный фотодиод для детектирования опорного сигнала. Таким образом, у этой схемы 2 независимых канала: измерительная оптопара (соответствует длинам волн поглощения исследуемого вещества) и опорная оптопара (не чувствительная к концентрации исследуемого вещества). Отношение сигналов с двух оптопар будет однозначно определять концентрацию исследуемого вещества для различных внешних условий.


Общие преимущества двухканальных схем:
✔ позволяет компенсировать посторонние эффекты
✔ обеспечивает большую стабильность по сравнению с одноканальной схемой
✔ требует менее частой калибровки по сравнению с одноканальной схемой

New optoelectronic devices for the Mid-Infrared spectral range open completely new possibilities for portable sensors creation. Using Mid-infrared LED-PD optopairs allows developing an instrument that is smaller, less expensive and versatile.

Principle of Optical Sensing Based on LED-PD Optopair

Several measurement schemes can be used for optical sensing depending on the exact application and conditions.

1-channel measurement scheme
Basic measurement technique includes one LED and one photodiode. The LED emits radiation at a specific wavelength that corresponds to the absorption band of the analyte, the spectrally-matched photodiode detects it and puts out an electrical signal. Presence of the analyte in the environment between the LED and photodiode causes attenuation of the photodiode signal and, dased on the level of attenuation, it is possible to estimate the concentration of the analyte.


Advantages:
✔ allows designing low-cost solutions
✔ enables simple and compact sensor design
✔ provides decent results in normal conditions

This technique is used in most of our evaluation systems and sensor modules.

Influence of the temperature changing on the measured signal can be quite essential and may cause certain measurement error. There are several ways to consider this influence:
- use packages with built-in Peltier thermocooler and/or thermistor
- monitor intrinsic LED temperature judging by LED current-voltage dependence. Our standard electronics (D-51 LED driver and electronics used in on-board sensor modules) enables this option and puts out signals that carry information about the temperature changing. These signals can be used for the further arranging of the temperature compensation.

2-channel measurement scheme with 1 LED and 2 PDs (measuring and reference)
This scheme includes an additional PD apart from a measuring LED-PD optopair. The additional photodiode is a reference one and is introduced in order to compensate influence of irrelevant effects unrelated to the analyte absorption. Measuring photodiode provides the measuring signal sensitive to presence and concentration of analysed matter, while signal from reference PD remains practically unaffected. Processing of measuring and reference signals allows obtaining stable and reliable measurement results even in harsh temperature and environmental conditions thanks to the fact that photodiodes react in the same manner to the external conditions.

This scheme can be realised using 2 approaches:
a. reference PD has the same sensitivity spectrum as the measuring PD and is deposited close to the LED, thus ensuring the minimal signal attenuation due to short length of an optical path:


b. reference PD has a spectrum insensitive to a given analyte and is deposited close to the measuring PD. This scheme should include an LED with a spectrum broad enough to provide the emission for two photodiodes with different wavelengths - measuring and reference or two similar photodiodes with additional optical filters to differentiate measuring and reference wavelengths.


2-channel measurement scheme with 2 LEDs (measuring and reference) and 1 PD
This technique includes an additional LED apart from a measuring LED-PD optopair. Measuring LED emits radiation at wavelength corresponding to the maximum absorption of the analyte. Reference LED emits at wavelength that is not absorbed by the analyte. Signal difference between the measuring LED that is partially absorbed in the optical cell and the reference LED is proportional to the concentration of the analyte.


2-channel measurement scheme with 2 LEDs (measuring and reference) and 2 PDs (measuring and reference)
This approach is similar to the previous one with the only difference that additional photodiode is introduced for reference signal detection. The overall scheme includes 2 independent channels: measuring LED-PD optopair (corresponds to the absorption wavelength(s) of the analyte) and reference LED-PD optopair (operates at wavelength(s) away from the analyte absorption). Concentration of the analyte is defined by the signal difference between the measuring and reference PDs.


Common advantages of 2-channel schemes:
✔ enable compensation of the effects unrelated to the analyte absorption
✔ provide better stability of the measurement results comparing to the 1-channel scheme
✔ require less frequent calibration than systems based on 1-channel measurement scheme